Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Конспекты занятий

Конспект методического мероприятия по образовательной области «Музыка» детей 5-6 лет (старшей группы) «В весеннем лесу»
Конспект методического мероприятия по образовательной области «Музыка» для детей 5-6 лет (старшей группы) подготовила музыкальный руководитель Самсонова Юлия Александровна

«В весеннем лесу»


Цель. Способствовать формированию представлений о весне.

Задачи:

Обучающие задачи:
Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания детей о весне и её признаках;
Учить детей ясно проговаривать слова, петь легко, связно, слушать друг друга. Формировать умение перевоплощаться в художественный образ с помощью пластических движений.

Развивающие задачи:
Развивать ритмический и тембровый слух детей, мелкую; слуховое восприятие детей; лексическую сторону речи на основе словосочетаний; развивать воображение, ассоциативное мышление.

Воспитывающие задачи:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы;
любовь и интерес к музыке; понимание красоты музыкальных произведений.

Предварительная работа:
Рассматривание с детьми пейзажной живописи русских художников и художников-фотографов. Наблюдение за живой природой. Разучивание музыкального репертуара, слушание классической музыки.

Оформление зала: зал оформлен в виде весеннего леса, в центре бутафорские ели, искусственные цветы – подснежники.

Атрибуты и материалы: фотографии подснежников, детские музыкальные инструменты, мягкая игрушка – ежик.

Индивидуальная работа: Побуждать отвечать на вопросы, участвовать в диалоге Юрзанову Ксюшу. Продолжать приучать маршировать, высоко поднимая колени Курашкевича Гошу. Побуждать эмоционально откликаться на музыку Ситенького Богдана. Продолжать развивать умение ритмично выполнять движения Адамовича Игоря. Побуждать соотносить музыкальные образы с изобразительными образами Зыкову Машу, Филимонову Полину. Продолжать учить контролировать осанку Курашкевича Гошу. Учить носовому дыханию Мирослава Глазкова. Работать над артикуляцией с Ваней Лепеховым. Приучать к сольному пению Юнгерову Соню, Дальнову Веронику.


Ход совместной деятельности.



(Дети под марш входят в зал)

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что значит «Здравствуйте»? Это слово произошло от слова «Здравие» – «Здоровье». А что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель. Давайте и мы с вами, чтобы быть здоровыми, сделаем сейчас небольшую зарядку.
Валеологическая песня-распевка с оздоровительным массажем "Доброе утро" (сл. и муз. О Арсеневской)
1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее! кланяются друг другу
И сегодня весь день "пружинка"
Будет веселее. поднимают ручки вверх
2. Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носи и щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно
3. Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! разводят руки в стороны
Музыкальный руководитель: Почти каждое утро мы встречаемся в этом зале, но не всегда в этом зале нас ждет столько гостей. Видимо, случилось что-то необычное, волшебное и все собрались в нашем зале, чтобы встретиться с этим волшебством. Ну, конечно, здесь стоит волшебная музыкальная шкатулка. Как только она откроется, в нашем зале зазвучит нежная музыка и поселится сказка. Вы любите сказки? Наши гости, конечно, тоже любят сказки, иначе бы они не бросили бы все дела, чтобы прийти к нам в зал. Ну, что, откроем шкатулку? (открывают, слушают нежную музыку).
Вот теперь мы все – сказочные жители, (к гостям) Не верите? А мы сейчас вам это докажем: мы покажем вам настоящую сказку. Итак, начинаем!
Жили – были в одном детском саду веселые превеселые дети. По утрам они занимались зарядкой и шагали вот так:
(звучит любой Марш, дети шагают под музыку)
Потом они приходили на музыкальные занятия и плясали вот так:
(танцевальная разминка)
А после занятий они ходили на прогулку и там резвились, бегали, играли в снежки: Песня «Игра в снежки».
А однажды они забрели в лес и встретили там веселого зайчика, который пристроился в колонну детей и шагал с ними вот так (дети создают пластическую модель зайчика и других зверей), сонного медведя, который спал в своей берлоге и очень рассердился, что его разбудили.
Но дети были такие веселые, так веселые, так весело шагали, что зашагал с ними рядом и медведь и больше уже не сердился. Потом они увидели хитрую лисичку, суетливых птичек, которые, увидев детей, сразу разлетелись, но потом вернулись и семенили рядом своими маленькими лапками, (метод разрушения эмоционального содержания музыки)
Комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей (О. Арсеневская) Выполнение упражнений можно сопровождать показом иллюстраций или слайдов.
Мы пришли в весенний лес.
Топ-топ, топ-топ.
(ходьба по залу)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить "м-м-м" на выдохе)
Вот веселая пчела
Детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з! (звук и взгляд направлять по тексту)
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з!
Осу ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! (укрепление связок гортани, профилактика храпа)
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! (медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать.
Дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.
Музыкальный руководитель: Хоть и весна пришла, но снег лежит кругом. Не спешит Зима сдаваться. Ребята, а вы хотите помочь весне?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель: Тогда прогоним Зиму.
Игровое фонопедическое упражнение «Голоса вьюги»
Активно и сильно произносить В-в-в-ы , З-з-з-ы.
Недаром вьюга злится.
В-в-в-ы! З-з-з-ы! В-в-в-ы!
Прошла ее пора.
В-в-в-ы! З-з-з-ы! В-в-в-ы!
Весна в окно стучится.
Динь! Динь! Динь! (коротко и активно)
И гонит со двора.
У-у-у-х! (Глиссандо вверх)
Музыкальный руководитель: Ну, вот в нашем лесу стал таять снег, и появилось чудо.
Появился из-под снега,
увидал кусочек неба,
Самый чистый, самый нежный,
Чистый маленький?
Дети: Подснежник.
Музыкальный руководитель: Давайте представим себе, что мы цветы. Покажите, как появляются цветы.
Психогимнастическое упражнение «Цветок»
Описание: Маленькое семечко лежало в холодной земле. Но вот теплый луч солнышка упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся маленький росток. Росток тянулся к солнышку, и вот появился бутон, он нежно раскрыл свои лепестки. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету свои лепестки, поворачивает голову вслед за солнцем.
Музыкальный руководитель: Ребятки, а теперь осторожно пройдите на стульчики к инструменту, не задев подснежники.
Дети проходят и садятся.
Музыкальный руководитель: Послушайте сказку-легенду о подснежнике.
Фея Цветов раздавала всем цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый-пребелый костюм. Но снежинка тоже очень хотела попасть на бал и стала просить цвета поделиться с ней своим нарядом. Из цветов только один подснежник поделился с ней. Танцуя на балу, они так понравились друг другу, что стали неразлучны по сей день.
Расцветая в окружении снега, подснежник и сам похож на снежинку.
Разные народы называют его, то снежной каплей (англичане), то снегосверлителем (французы), то снежным колокольчиком (немцы).
Сейчас мы послушаем, как композиторы изобразили подснежник в музыке. Вслушайтесь и определите: чем похожи эти произведения?
Звучит Подснежник П. И. Чайковского,
Подснежник А. Гречанинова
Музыкальный руководитель выслушивает ответы детей.
Обобщение: Музыка П. И. Чайковского спокойная, нежная, изящная, светлая. Музыка романса «Подснежник» тихая, нежная.
Музыкальный руководитель: Послушайте отрывок «Подснежник» П. И. Чайковского и скажите, что вы представляете, когда слушаете эту музыку.
(Дети рассказывают, музыкальный руководитель анализирует их ответы.)
Теперь выберите иллюстрацию (один ребенок выбирает и объясняет свой выбор, другие дети оценивают правильность выбора.)
Послушайте отрывок из романса «Подснежник», А. Гречанинова выберите иллюстрацию, вслушайтесь и найдите отличие по сравнению с «Подснежником» П. И. Чайковского.
Ответы детей.
Обобщение: Мы послушали два произведения с одинаковыми названиями, но разные по характеру, композиторы изобразили подснежник каждый по своему настроению, представлению. Подснежник – нежный, изящный (Александр Тихонович Гречанинов), а также гордый и торжественный цветок (П. И. Чайковский).
Музыкальный руководитель: Прислушайтесь, Что это за звуки?
Дети: Это голоса птиц.
Музыкальный руководитель: Правильно. Весной изменения происходят, не только с растениями. Что же еще происходит?
Дети: Птицы возвращаются домой.
Музыкальный руководитель: Поможем птицам найти дорогу домой. Споем «Песенку о весне» слова Н. Френкеля, музыка Г. Фрида. Первый куплет про капели и пенье птиц мы споем звонко и отрывисто, а второй куплет про подснежник нежно.
Дети исполняют «Песенку о весне» слова Н. Френкеля, музыка Г. Фрида.
Музыкальный руководитель (выставляет иллюстрацию): Вот и прилетели птицы. А теперь все вместе вспомним игру «Птицы прилетели».
Пальчиковая гимнастика «Птицы прилетели»
Птицы прилетели,
Крыльями махали.
На деревья сели,
Вместе отдыхали.
Музыкальный руководитель: Каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Весной люди готовятся к прилету птиц. Расскажем об этом с помощью песни.
Дети исполняют песню «Птичий дом» слова О. Высоткой, музыка Д. Кабалевского.
Музыкальный руководитель: А как называют птичьи домики? Для каких птиц их строят?
Ответы детей. (Музыкальный руководитель выставляет иллюстрацию).
Музыкальный руководитель: Весной просыпаются от зимней спячки животные в лесу. Расскажите какие?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Правильно медведи, ежи. Медведя мы разбудили, а ежик все спит. Как помочь ему проснуться?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Мы песни пели уже – не проснулся, и на зиму кричали – тоже не разбудили. А еще можно сыграть ему на музыкальных инструментах.
Игра на инструментах+ Речевая игра
Бум-бум! Трам-там-там!
Застучал барабан!
Туки-туки-тошки !
Заиграли ложки.
Динь-дон! Динь-дон!
Зазвенел металлофон. Бан-бан! Балалан!
Треугольник зазвучал
Дзинь-цы! Дзинь-цы!
Заиграли бубенцы! А теперь нам нужно поиграть всем дружно.
Музыкальный руководитель: А вот и ежик. Ребята, он не верит, что уж весна. Посмотри ежик вокруг.
Дыхательная гимнастика «Повороты головы»
Ежик по лесу гулял,
И цветочки собирал.
Справа – подснежник,
Слева – подснежник.
Как цветочки пахнут сладко!
Их понюхают ребятки.
Дети сидят ровно. На счет «раз» слегка поворачиваем голову вправо – вдох! Затем, не останавливаясь посередине, сразу же на счет «два» слегка поворачиваем голову влево – тоже вдох! Шею во время поворотов не напрягать.
Музыкальный руководитель: Долго спал ежик, лапки затекли, спинка устала. Ему может помочь массаж. Научим ежика делать массаж.
Комплекс игрового массажа «Дружок»
У меня такие ручки!
Посмотри!
Я похлопаю в ладоши.
Раз, два, три!
Твои ручки тоже.
На мои похожи.
Хорошо с тобой, дружок,
Покружись со мной разок.
У меня такие щечки.
Посмотри!
Пощиплю я их немножко.
Раз, два, три!
Твои щечки тоже.
На мои похожи.
Хорошо с тобой, дружок,
Покружись со мной разок.
У меня такие ушки.
Посмотри!
Разотру я их немножко.
Раз, два, три!
Твои ушки тоже.
На мои похожи.
Хорошо с тобой, дружок,
Покружись со мной разок.
У тебя такая спинка.
Посмотри!
Я похлопаю по спинке.
Раз, два, три!
У тебя такая спинка.
Посмотри!
Я похлопаю по спинке.
Раз, два, три!
Хорошо с тобой, дружок,
Покружись со мной разок.
Музыкальный руководитель: Вот и ежик узнал, как разогнать сон и лень, теперь покажем как лапки можно размять весело в дружном, задорном танце.
Музыкальный руководитель: Травка вновь зазеленеет,
Ах, солнышко нас греет.
Так давай плясать, смеяться,
И в лучах весны купаться.
Дети исполняют танец «Веселые дети» литовская народная мелодия в обработке В. Агафонникова.
Встают лицом в круг.
Музыкальный руководитель: Вот и ежик узнал, как разогнать сон и лень, размять лапки, пора ему и других ежей будить и тоже делать веселый массаж. До свиданья, ежик.
Музыкальный руководитель передает ежика воспитателю, он ставит ежика под елку.
Музыкальный руководитель: Вот мы с вами побывали в музыкальном королевстве, помогли выполнить все задания. А о чем вы сегодня узнали? (ответы детей). Вам понравилось в весеннем лесу? (Ответ детей.)
А попасть в лес нам помогла волшебная шкатулка, прекрасная музыка и замечательные ребята, которые умеют внимательно слушать музыку и откликаться на ее характер.
Музыкальный руководитель: Ребята, я вас попрошу в группе или дома нарисовать рисунки к этой истории, а завтра мы все вместе их рассмотрим.
До свидания (пропевают).
Дети покидают зал под «Вальс» П.И. Чайковского

 Список использованной литературы.

1.Алюбьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. – Изд. 2-е перераб., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
2.Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. Ярославль: Академия развития, 2005.
3.Арсеньевская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2011.
4.Морева Н.А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении. Москва.: Просвещение, 2006.
 5.Щегловитова А.В. Весенние фантазии в произведениях поэтов, художников и композиторов. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной к школе группе. // Музыкальный руководитель № 2 – 2008. с. 21- 34
Категория: Конспекты занятий | Добавил: july (10.05.2012)
Просмотров: 3401 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]