Главная » Статьи » Материалы педагогов » Конспекты занятий |
Конспект методического мероприятия по образовательной области «Музыка» детей 5-6 лет (старшей группы) «В весеннем лесу»
Конспект методического мероприятия по образовательной области «Музыка» для детей 5-6 лет (старшей группы) подготовила музыкальный руководитель Самсонова Юлия Александровна
«В весеннем лесу» Цель. Способствовать формированию представлений о весне. Задачи: Обучающие задачи: Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания детей о весне и её признаках; Учить детей ясно проговаривать слова, петь легко, связно, слушать друг друга. Формировать умение перевоплощаться в художественный образ с помощью пластических движений. Развивающие задачи: Развивать ритмический и тембровый слух детей, мелкую; слуховое восприятие детей; лексическую сторону речи на основе словосочетаний; развивать воображение, ассоциативное мышление. Воспитывающие задачи: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы; любовь и интерес к музыке; понимание красоты музыкальных произведений. Предварительная работа: Рассматривание с детьми пейзажной живописи русских художников и художников-фотографов. Наблюдение за живой природой. Разучивание музыкального репертуара, слушание классической музыки. Оформление зала: зал оформлен в виде весеннего леса, в центре бутафорские ели, искусственные цветы – подснежники. Атрибуты и материалы: фотографии подснежников, детские музыкальные инструменты, мягкая игрушка – ежик. Индивидуальная работа: Побуждать отвечать на вопросы, участвовать в диалоге Юрзанову Ксюшу. Продолжать приучать маршировать, высоко поднимая колени Курашкевича Гошу. Побуждать эмоционально откликаться на музыку Ситенького Богдана. Продолжать развивать умение ритмично выполнять движения Адамовича Игоря. Побуждать соотносить музыкальные образы с изобразительными образами Зыкову Машу, Филимонову Полину. Продолжать учить контролировать осанку Курашкевича Гошу. Учить носовому дыханию Мирослава Глазкова. Работать над артикуляцией с Ваней Лепеховым. Приучать к сольному пению Юнгерову Соню, Дальнову Веронику. Ход совместной деятельности. (Дети под марш входят в зал) Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что значит «Здравствуйте»? Это слово произошло от слова «Здравие» – «Здоровье». А что нужно делать, чтобы быть здоровым? Дети отвечают. Музыкальный руководитель. Давайте и мы с вами, чтобы быть здоровыми, сделаем сейчас небольшую зарядку. Валеологическая песня-распевка с оздоровительным массажем "Доброе утро" (сл. и муз. О Арсеневской) 1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка Улыбнись скорее! кланяются друг другу И сегодня весь день "пружинка" Будет веселее. поднимают ручки вверх 2. Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту Носи и щечки. Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому Как в саду цветочки! плечу поочередно 3. Разотрем ладошки движения по тексту Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем Смелее, смелее! 4. Ушки мы теперь потрем И здоровье сбережем. Улыбнемся снова, Будьте все здоровы! разводят руки в стороны Музыкальный руководитель: Почти каждое утро мы встречаемся в этом зале, но не всегда в этом зале нас ждет столько гостей. Видимо, случилось что-то необычное, волшебное и все собрались в нашем зале, чтобы встретиться с этим волшебством. Ну, конечно, здесь стоит волшебная музыкальная шкатулка. Как только она откроется, в нашем зале зазвучит нежная музыка и поселится сказка. Вы любите сказки? Наши гости, конечно, тоже любят сказки, иначе бы они не бросили бы все дела, чтобы прийти к нам в зал. Ну, что, откроем шкатулку? (открывают, слушают нежную музыку). Вот теперь мы все – сказочные жители, (к гостям) Не верите? А мы сейчас вам это докажем: мы покажем вам настоящую сказку. Итак, начинаем! Жили – были в одном детском саду веселые превеселые дети. По утрам они занимались зарядкой и шагали вот так: (звучит любой Марш, дети шагают под музыку) Потом они приходили на музыкальные занятия и плясали вот так: (танцевальная разминка) А после занятий они ходили на прогулку и там резвились, бегали, играли в снежки: Песня «Игра в снежки». А однажды они забрели в лес и встретили там веселого зайчика, который пристроился в колонну детей и шагал с ними вот так (дети создают пластическую модель зайчика и других зверей), сонного медведя, который спал в своей берлоге и очень рассердился, что его разбудили. Но дети были такие веселые, так веселые, так весело шагали, что зашагал с ними рядом и медведь и больше уже не сердился. Потом они увидели хитрую лисичку, суетливых птичек, которые, увидев детей, сразу разлетелись, но потом вернулись и семенили рядом своими маленькими лапками, (метод разрушения эмоционального содержания музыки) Комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей (О. Арсеневская) Выполнение упражнений можно сопровождать показом иллюстраций или слайдов. Мы пришли в весенний лес. Топ-топ, топ-топ. (ходьба по залу) Там полным-полно чудес. (удивленно произносить "м-м-м" на выдохе) Вот веселая пчела Детям меда принесла. З-з-з! З-з-з! (звук и взгляд направлять по тексту) Села нам на локоток, З-з-з! З-з-з! Полетела на носок. З-з-з! З-з-з! Осу ослик испугал: Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! (укрепление связок гортани, профилактика храпа) На весь лес он закричал: Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! Гуси по небу летят, Гуси ослику гудят: Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! (медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком) Устали? Нужно отдыхать, Сесть и сладко позевать. Дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга. Музыкальный руководитель: Хоть и весна пришла, но снег лежит кругом. Не спешит Зима сдаваться. Ребята, а вы хотите помочь весне? Дети: Да. Музыкальный руководитель: Тогда прогоним Зиму. Игровое фонопедическое упражнение «Голоса вьюги» Активно и сильно произносить В-в-в-ы , З-з-з-ы. Недаром вьюга злится. В-в-в-ы! З-з-з-ы! В-в-в-ы! Прошла ее пора. В-в-в-ы! З-з-з-ы! В-в-в-ы! Весна в окно стучится. Динь! Динь! Динь! (коротко и активно) И гонит со двора. У-у-у-х! (Глиссандо вверх) Музыкальный руководитель: Ну, вот в нашем лесу стал таять снег, и появилось чудо. Появился из-под снега, увидал кусочек неба, Самый чистый, самый нежный, Чистый маленький? Дети: Подснежник. Музыкальный руководитель: Давайте представим себе, что мы цветы. Покажите, как появляются цветы. Психогимнастическое упражнение «Цветок» Описание: Маленькое семечко лежало в холодной земле. Но вот теплый луч солнышка упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся маленький росток. Росток тянулся к солнышку, и вот появился бутон, он нежно раскрыл свои лепестки. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету свои лепестки, поворачивает голову вслед за солнцем. Музыкальный руководитель: Ребятки, а теперь осторожно пройдите на стульчики к инструменту, не задев подснежники. Дети проходят и садятся. Музыкальный руководитель: Послушайте сказку-легенду о подснежнике. Фея Цветов раздавала всем цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый-пребелый костюм. Но снежинка тоже очень хотела попасть на бал и стала просить цвета поделиться с ней своим нарядом. Из цветов только один подснежник поделился с ней. Танцуя на балу, они так понравились друг другу, что стали неразлучны по сей день. Расцветая в окружении снега, подснежник и сам похож на снежинку. Разные народы называют его, то снежной каплей (англичане), то снегосверлителем (французы), то снежным колокольчиком (немцы). Сейчас мы послушаем, как композиторы изобразили подснежник в музыке. Вслушайтесь и определите: чем похожи эти произведения? Звучит Подснежник П. И. Чайковского, Подснежник А. Гречанинова Музыкальный руководитель выслушивает ответы детей. Обобщение: Музыка П. И. Чайковского спокойная, нежная, изящная, светлая. Музыка романса «Подснежник» тихая, нежная. Музыкальный руководитель: Послушайте отрывок «Подснежник» П. И. Чайковского и скажите, что вы представляете, когда слушаете эту музыку. (Дети рассказывают, музыкальный руководитель анализирует их ответы.) Теперь выберите иллюстрацию (один ребенок выбирает и объясняет свой выбор, другие дети оценивают правильность выбора.) Послушайте отрывок из романса «Подснежник», А. Гречанинова выберите иллюстрацию, вслушайтесь и найдите отличие по сравнению с «Подснежником» П. И. Чайковского. Ответы детей. Обобщение: Мы послушали два произведения с одинаковыми названиями, но разные по характеру, композиторы изобразили подснежник каждый по своему настроению, представлению. Подснежник – нежный, изящный (Александр Тихонович Гречанинов), а также гордый и торжественный цветок (П. И. Чайковский). Музыкальный руководитель: Прислушайтесь, Что это за звуки? Дети: Это голоса птиц. Музыкальный руководитель: Правильно. Весной изменения происходят, не только с растениями. Что же еще происходит? Дети: Птицы возвращаются домой. Музыкальный руководитель: Поможем птицам найти дорогу домой. Споем «Песенку о весне» слова Н. Френкеля, музыка Г. Фрида. Первый куплет про капели и пенье птиц мы споем звонко и отрывисто, а второй куплет про подснежник нежно. Дети исполняют «Песенку о весне» слова Н. Френкеля, музыка Г. Фрида. Музыкальный руководитель (выставляет иллюстрацию): Вот и прилетели птицы. А теперь все вместе вспомним игру «Птицы прилетели». Пальчиковая гимнастика «Птицы прилетели» Птицы прилетели, Крыльями махали. На деревья сели, Вместе отдыхали. Музыкальный руководитель: Каких перелетных птиц вы знаете? Ответы детей. Музыкальный руководитель: Весной люди готовятся к прилету птиц. Расскажем об этом с помощью песни. Дети исполняют песню «Птичий дом» слова О. Высоткой, музыка Д. Кабалевского. Музыкальный руководитель: А как называют птичьи домики? Для каких птиц их строят? Ответы детей. (Музыкальный руководитель выставляет иллюстрацию). Музыкальный руководитель: Весной просыпаются от зимней спячки животные в лесу. Расскажите какие? Ответы детей. Музыкальный руководитель: Правильно медведи, ежи. Медведя мы разбудили, а ежик все спит. Как помочь ему проснуться? Ответы детей. Музыкальный руководитель: Мы песни пели уже – не проснулся, и на зиму кричали – тоже не разбудили. А еще можно сыграть ему на музыкальных инструментах. Игра на инструментах+ Речевая игра Бум-бум! Трам-там-там! Застучал барабан! Туки-туки-тошки ! Заиграли ложки. Динь-дон! Динь-дон! Зазвенел металлофон. Бан-бан! Балалан! Треугольник зазвучал Дзинь-цы! Дзинь-цы! Заиграли бубенцы! А теперь нам нужно поиграть всем дружно. Музыкальный руководитель: А вот и ежик. Ребята, он не верит, что уж весна. Посмотри ежик вокруг. Дыхательная гимнастика «Повороты головы» Ежик по лесу гулял, И цветочки собирал. Справа – подснежник, Слева – подснежник. Как цветочки пахнут сладко! Их понюхают ребятки. Дети сидят ровно. На счет «раз» слегка поворачиваем голову вправо – вдох! Затем, не останавливаясь посередине, сразу же на счет «два» слегка поворачиваем голову влево – тоже вдох! Шею во время поворотов не напрягать. Музыкальный руководитель: Долго спал ежик, лапки затекли, спинка устала. Ему может помочь массаж. Научим ежика делать массаж. Комплекс игрового массажа «Дружок» У меня такие ручки! Посмотри! Я похлопаю в ладоши. Раз, два, три! Твои ручки тоже. На мои похожи. Хорошо с тобой, дружок, Покружись со мной разок. У меня такие щечки. Посмотри! Пощиплю я их немножко. Раз, два, три! Твои щечки тоже. На мои похожи. Хорошо с тобой, дружок, Покружись со мной разок. У меня такие ушки. Посмотри! Разотру я их немножко. Раз, два, три! Твои ушки тоже. На мои похожи. Хорошо с тобой, дружок, Покружись со мной разок. У тебя такая спинка. Посмотри! Я похлопаю по спинке. Раз, два, три! У тебя такая спинка. Посмотри! Я похлопаю по спинке. Раз, два, три! Хорошо с тобой, дружок, Покружись со мной разок. Музыкальный руководитель: Вот и ежик узнал, как разогнать сон и лень, теперь покажем как лапки можно размять весело в дружном, задорном танце. Музыкальный руководитель: Травка вновь зазеленеет, Ах, солнышко нас греет. Так давай плясать, смеяться, И в лучах весны купаться. Дети исполняют танец «Веселые дети» литовская народная мелодия в обработке В. Агафонникова. Встают лицом в круг. Музыкальный руководитель: Вот и ежик узнал, как разогнать сон и лень, размять лапки, пора ему и других ежей будить и тоже делать веселый массаж. До свиданья, ежик. Музыкальный руководитель передает ежика воспитателю, он ставит ежика под елку. Музыкальный руководитель: Вот мы с вами побывали в музыкальном королевстве, помогли выполнить все задания. А о чем вы сегодня узнали? (ответы детей). Вам понравилось в весеннем лесу? (Ответ детей.) А попасть в лес нам помогла волшебная шкатулка, прекрасная музыка и замечательные ребята, которые умеют внимательно слушать музыку и откликаться на ее характер. Музыкальный руководитель: Ребята, я вас попрошу в группе или дома нарисовать рисунки к этой истории, а завтра мы все вместе их рассмотрим. До свидания (пропевают). Дети покидают зал под «Вальс» П.И. Чайковского Список использованной литературы. 1.Алюбьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. – Изд. 2-е перераб., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 2.Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. Ярославль: Академия развития, 2005. 3.Арсеньевская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2011. 4.Морева Н.А. Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении. Москва.: Просвещение, 2006. 5.Щегловитова А.В. Весенние фантазии в произведениях поэтов, художников и композиторов. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной к школе группе. // Музыкальный руководитель № 2 – 2008. с. 21- 34 | |
Просмотров: 3401 | Комментарии: 4 | |
Всего комментариев: 0 | |