Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная » Статьи » Материалы администрации » Статьи

Профилактика страха прививок у детей
Статью подготовила заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе. Статья предназначена для родителей и специалистов.

Профилактика страха прививок у детей

Мало найдется людей, которые спокойно относятся к уколам. В ожидании инъекции приходится дрожать не только детям, но и взрослым.  И если последние способны контролировать свои эмоции, то у малышей подобный страх может закрепиться и перерасти в фобию. Избежать этого помогут своевременное выявление причин возникновения страхов у дошкольников, а также применение адекватных возрасту методов их профилактики и разъяснение необходимости данной  процедуры.
     Рано или поздно каждый родитель сталкивается с необходимостью посещения с ребенком медкабинета: подходит время делать прививки для оформления медицинской карты перед поступлением в детский сад или плановой вакцинации, например против гриппа. И почти всегда эта процедура вызывает у дошкольников море слез, обид на родителей, медсестер и воспитателей. Дети всеми возможными правдами и неправдами стараются избежать прививок, боятся прививок, боятся даже самого этого слова. Для того чтобы свести к минимуму возникновение таких ситуаций, следует разобраться, почему дошкольники боятся прививок, и как взрослые могут сделать эту процедуру менее травматичной для них. 
Период возникновения страхов.
По данным исследований, каждый второй дошкольник испытывает страхи.Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте они многое знают, но еще не все понимают, а необузданная детская фантазия не сдерживается реальными представлениями о мире. Страхи имеют определенную периодичность возникновения. Так, для малышей от года до трех лет наиболее характерными являются страхи сказочных персонажей, неожиданных звуков и одиночества. К двум годам на первый план выходят страхи боли, уколов и, как следствие, боязнь медицинских работников. Как показали исследования психологов, это время проходит с меньшими тревогами, если:
  • в семье доминирует отец;
  • мать находится рядом с ребенком;
  • родители развивают, а не подавляют самостоятельность ребенка;
  • не нагружают детей своей тревожностью.
В период с трех до пяти лет количество страхов сказочных персонажей увеличивается, к ним прибавляются страхи темноты и замкнутого пространства. Неслучайно в этом возрасте особенно значимы:
  • ласка, любовь и сочувствие со стороны родителей;
  • роль отца как защитника, что позволяет малышу чувствовать себя уверенно в преодолении страхов;
  • поддержка детской самостоятельности, что придает ребенку уверенности в себе;
  • общение со сверстниками (приводит к снижению боязливости и застенчивости).
В период 5 - 11 лет появляются страхи смерти, жутких снов, животных, стихий, огня, пожара и войны. Их возникновение знаменует собой некоторую эмоциональную зрелость по отношению к предыдущему возрасту. Однако страхи переживаются детьми не особенно остро, если родители жизнерадостны и не склонны к ипохондрии.
Нередко страх смерти у дошкольников может быть выражен через другие тесно связанные с ним страхи, например боязнь уколов и прививок. В поликлинике зачастую можно наблюдать заплаканного ребенка у дверей процедурного кабинета. Причем раньше эта фобия у него могла и вовсе отсутствовать. Страх шприца может быть вызван осознанием дошкольником того, что он может умереть (боль может привести к смерти). Родители и специалисты должны понимать об этой периодизации. Ведь случайная жизненная ситуация в сензитивный или чувствительный для этого период может спровоцировать невротизацию ребенка. Так, например, не стоит закрывать ребенка трех лет в темном туалете, даже с целью наказания, поскольку у него могут возникнуть заикание или ночные кошмары.
   Некоторые страхи проходят сами собой. Но если страх длится слишком долго, появляются навязчивости, ребенок часто говорит об этом, становится тревожным и  плаксивым, то, скорее всего, дело идет к невротизации. В таком случае стоит обратиться к специалисту.
Причины возникновения страха прививки.
Страх прививки возникает в первую очередь из - за страха неизвестности. Взрослые не всегда могут объяснить, для чего нужна прививка, что ждет малыша за дверями "страшного" кабинета. При вакцинации детей в ДОУ во избежание возникновения у дошкольников негативных эмоций педагоги нередко до последнего момента утаивают от воспитанников, "для чего они пойдут в кабинет  врача". В результате достигается обратный эффект - страх прививки только усиливается и закрепляется.
    Вторая ошибка взрослых в том, что они обманывают детей, утверждая, что это совсем не больно. Понятно, что делается это из добрых побуждений, чтобы как можно скорее успокоить ребенка, сделать прививку не страшной. Но из - за этой лжи дети могут начать сомневаться в словах педагогов, родителей, ведь больно им будет в любом случае. Разумнее предупредить о боли, но сказать, что она будет не очень сильной и непродолжительной. В такие моменты важно также, чтобы родители были рядом, проявили эмоциональное участие, сопереживание горю, успокоили и пожалели ребенка.
    Очень полезными могут быть так называемые я - высказывания, например, "я вижу, что тебе больно", "я вижу, что ты боишься". Эти фразы не снимут вмиг все переживания дошкольника, но покажут ему, что близкий человек рядом и готов прийти на помощь.
     Страхи необходимо проживать. Когда дошкольника, находящегося в тревоге, пытаются успокоить или напугать наказанием, эмоции закупориваются в организме не имея выхода, и требуется затрачивать много сил на их удерживание. Причем мысли сами собой возвращаются к волнующему событию. Между тем эта же энергия необходима организму, как топливо, для переживания других эмоций и чувств. Человек, который многое сдерживает, вынужден переходить в режим функции энергосбережения и со стороны обычно выглядит заторможенным. Ведь положительным эмоциям "топлива" тоже не хватает.
      Вообще, страх прививки зачастую возникает у детей, чьи родители сами в детстве боялись этой процедуры. Малышам свойственно копировать взрослых, поэтому если при виде шприца они начинают суетиться и напрягаться, то ребенок тоже тревожится. В основном подобный страх характерен для отцов, т.к. мужчины более восприимчивы к боли. Знания о семейных страхах позволяют легче их диагностировать у детей.
      Зачастую в возникновении медицинских страхов виноваты сами взрослые. Непослушного ребенка они пугают походами к врачу, болезненными уколами "от капризов", которые может поставить им доктор. Дошкольник, возможно, еще и не понимает, кто такой врач и что такое укол, но по тону взрослого ему становится ясно, что это ассоциируется с чем - то плохим и неприятным. И когда дело доходит до вакцинации, ничего удивительно в том, что ребенок вдруг наотрез отказывается заходить в медкабинет.
Методы преодоления страхов.
Так как же помочь ребенку избавиться от страхов в принципе и от медицинских страхов в частности?
     Общение и игра - главные компоненты психического здоровья. Психологами доказано, что у детей, живущих в коммунальных квартирах, страхов меньше, чем у сверстников, живущих в отдельных квартирах. Этот факт обусловлен излишней опекой со стороны родителей и меньшим количеством контактов со сверстниками. В общении друг с другом дошкольники проигрывают свои переживания, что помогает им побороть страхи. 
     Подвижные игры дают возможность телесно прожить свои эмоции. Это главный рецепт в борьбе с любыми страхами. Как известно, ребенок, тем более дошкольного возраста, мыслит на наглядно - образном уровне. То есть, чтобы понять процесс, ему нужно его проиграть. Таким образом он выстраивает различные сложные ситуации и сам же их преодолевает, благодаря чему обогащается его личный опыт. Хорошо, когда мама и ребенок играют вместе, получая обоюдное удовольствие.
     Еще одним эффективным способом преодоления детских страхов может стать арт - подход, представленный рисованием, лепкой и сказкотерапией. Рассмотрим подробнее каждый из этих компонентов.
Начиная работу со страхом с помощью арт - методов, важно не настаивать и не принуждать ребенка, а прислушиваться к его интересам. Каждый ребенок уникален и индивидуален. Одному больше нравиться рисовать, другому лепить, а третьему по душе двигательная активность. Для начала следует выяснить предпочтения, мягко предлагая разные виды деятельности. И чем младше дошкольник, тем важнее для него наглядность материалов. Для этого полезно использовать яркие цвета, приятные на ощупь красивые ткани, звонкие музыкальные игрушки. Все это привлекает внимание дошкольника, создает манящий антураж.
     Большое значение имеет выразительная мимика взрослого. В борьбе со страхами очень важна эмоциональная вовлеченность взрослого. Конечно, детские страхи могут показаться глупыми и смешными, но ребенок должен чувствовать искреннюю поддержку.
     Рисование особенно эффективно в возрасте от пяти до одиннадцати лет, но это не значит, что именно в этот период можно практиковать данный вид деятельности с ребенком. Само по себе рисование страха и беседа о нем также полезны: происходит выплескивание сдерживаемых эмоций. Можно поговорить с ребенком о том, чего именно боится, когда делают прививку. Возможно, белого халата врача, шприца или крови. Если распознать страх, произнести его вслух, он становится меньше и теряет свою силу. Например, если ребенок боится шприца, то можно его изобразить на бумаге, а затем скомкать и выбросить или порвать рисунок на мелкие кусочки. Оригинальной окажется для дошкольника мысль, что из чего - то негативного и страшного может получится нечто позитивное и смешное. В этом случае лучше заняться с ребенком лепкой. Например, вылепить из пластилина шприц, скомкать его, а потом из этого же кусочка сделать цветок.
     Что лепить или рисовать, решает ребенок. Взрослый может ему помочь, если какой - то элемент не удается. Также можно предложить вылепить или нарисовать талисман, который он может взять с собой в медицинский кабинет, чтобы не было так страшно.
      В процессе изобразительной деятельности нельзя критиковать ребенка. Излишняя придирчивость к ребенку исполнения убьет желание творить. Ничего страшного, если на первых порах рисовать будет взрослый, а дошкольник - только говорить, что изображать.
      Если по какой - то причине ребенок не хочет рисовать, можно использовать не менее интересный способ работы со страхами - разыгрывание сказок. Дошкольник может разыграть сказку с помощью кукол или лепить героев из пластилина. Помогут в этом предварительное чтение произведений и просмотр мультфильмов с сюжетом по теме страхов.
       Какой бы метод  родители или педагог не выбрали, прежде всего, важно понять причины возникновения страха у ребенка, учесть его индивидуальные особенности. А главное - нужно быть искренним с ребенком, помогая ему познать неизведанный, часто пугающий окружающий мир.

Перечень мультфильмов  и сказок, в которых упоминаются страхи:
  • Г.Баринова "Страшная история", Союзмульфильм, 1979 г.
  • Ю.Бутырин "Большой Ух", Т.О.Экран, 1989 г.
  • Г.Волков "Про паучка, с которым никто не дружил", Волгоградское телевидение, 1975 г.
  • Л.Каюков "Ничуть не страшно", Союзмультфильм, 1981 г.
  • Н.Павловская "Сказка про храброго зайца", Свердловская киностудия, 1978 г.
  • Л.Позднеев "В лесной чаще", Союзмультфильм, 1954 г.
  • В.Г.Сутеев "Про бегемота, который боялся прививок", ООО "Издательство Астрель", 2000 г.
  • О.Ходатаева "У страха глаза велики", Союзмультфильм, 1946 г.
  • О.Чуркин "Крошка - Енот", Т.О.Экран, 1974 г.
Статья из журнала "Справочник старшего воспитателя", № 12, 2011 г.,с.36
Категория: Статьи | Добавил: ЛаскинаЛА (08.01.2012)
Просмотров: 2484 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]