Муниципальное казенное учреждение организационный методический центр
Комитет образования администрации БМР.
Муниципальный конкурс
методических разработок
«Весна Победы».
Методическая разработка
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию детей.
Тема: «Детство опалённое войной».
в подготовительной к школе группе № 3.
в номинации: « Непосредственно образовательная
деятельность».
Воспитатель МАДОУ
Детский сад № 61
Карташова
Валентина Васильевна.
Балаково 2015г.
Тема: «Детство, опалённое войной»
Цель: Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе накапливания знаний и представлений о прошлом своей страны.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Задачи:
Обучающие:
-углубить и расширить знания о жизни и подвигах детей во время Великой Отечественной войны;
-обучать анализу полученной информации.
Развивающие:
-развивать оптимизм;
-обогащать лексический запас детей словами разных частей речи, развивать связную речь;
-отрабатывать навыки эмоционального реагирования;
- развивать у детей терпение и выносливость.
Воспитательные:
-формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России;
-воспитывать симпатию и уважение к сверстникам военных лет.
Возраст воспитанников: подготовительная к школе группа.
Предварительная работа:
-целевые прогулки к памятнику воинам – интернационалистам;
-экскурсия в музей боевой славы школы №16;
-цикл бесед о войне: «Защитники Отечества», «Дети и война», «Герои войны»;
-чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций;
-заучивание стихотворений: С. Маршак «Мальчик из Поповки», «Разговор с внуком»;
-выставка детских рисунков «Защитники Родины»;
-акция «Память сердца»;
-поздравление жителей района с Днём Победы.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
-мультимедийная презентация: «Земли Российской преданные дети, бессмертными вы стали на планете»
- проектор
-магнитофон;
- ящик для посылки;
- вещи для посылки на фронт: мыло, носки, бумага, карандаш, варежки.
-лист ватмана для письма, маркеры;
-запись песни «Священная война» (сл. В. Лебедева - Кумача, муз. А. Александрова), «Пусть всегда будет солнце»
- фонограмма песни : "Птичьи голоса", « Детский смех».
-атрибуты к играм: два стула, два узких бинта, два – широких, кегли .
Раздаточный материал:
- Лист коричневой бумаги в форме круга диаметром 20 см.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная,
Хотим, чтоб всюду на планете
Войны совсем не знали дети!
Вводная часть.
Звучит фонограмма песни «Пусть всегда будет солнце».
Дети входят в зал.
Форма организации детей: стоя в кругу
Мотивационная ситуация
На экране слайды мирной жизни: звучат "Птичьи голоса»
Слайд № 1,2,3 «Счастливая семья, радость, любовь».
- Ребята расскажите, что вы видите на этих слайдах?
- Как вы думаете, какое настроение у этих людей?
- Почему им радостно?
Слайд № 4 «Прощание с близкими, расставание, печаль»…
-Что вы видите на этом слайде?
- Чем отличается настроение людей на этом слайде от предыдущего?
- Кто догадался, о каком событии здесь идёт речь?
Форма организации детей: сидя на стульчиках
Воспитатель:
Спали люди, отложив на утро
Все свои заботы и дела.
И никто не знал, что этой ночью
На рассвете началась война.
Основная часть.
Слайд №5 « Начало войны».
-Звучит фонограмма песни "Священная война".
(сл. В. Лебедева - Кумача, муз. А. Александрова).
-Тревожное сообщение ТАСС о начале войны.
Воспитатель:
-Вот в такое же прекрасное, светлое утро, как сегодня, только много лет назад- 22 июня 1941 года, началась война.
И все люди от мала до велика, поднялись на защиту своей Родины. Взрослые мужчины уходили на фронт воевать, женщины оставались дома: работали медсёстрами в госпиталях; шили одежду для воинов; трудились на заводах и фабриках; изготавливали снаряды, военную технику: самолёты, танки, пушки, машины; работали в поле.
Воспитатель:
-Как вы думаете, чем в это время были заняты дети?
(Ответы).
-Война изменила не только жизнь взрослых, но и детей.
Воспитатель:
-Дети не остались в стороне. Подростки, заменив младшим братьям и сёстрам отцов, воевавших на фронте, становились единственными кормильцами семьи.
Ребёнок:
На столик чашки ставит мать.
Расселись братья шумной стайкой.
Дав по кусочку ребятне,
Мать порцию свою утайкой
Пытается подсунуть мне.
Утихли сразу разговоры,
Все ждут, когда я есть начну:
Я заменил отца, который
Ушёл недавно на войну.
(Л. Лапцуй, отрывок из стихотворения «Из Детства»).
Воспитатель:
-Тяжело им приходилось, ведь в это трудное время люди жили очень скромно, недоедали, а часто и голодали, но, не смотря не на что, всю еду делили поровну.
Ребята, давайте мы с вами попробуем разделить каравай хлеба поровну, на всю семью.
Организация детей: стоя за столами, стоящими по периметру комнаты
Представьте, что в нашей семье 8 человек.
Ребята, перед вами круг, изображающий каравай. Давайте попробуем накормить всю семью. Как вы думаете можно разделить каравай на 8 частей? Как можно это сделать?
Правильно ребята, будем складывать наш каравай на ровные части.
(Деление круга на 8 частей путём сгибания)
Покажите одну восьмую часть каравая. Вот такая маленькая часть досталась каждому члену семьи.
Организация детей: сидя на стульчиках
Воспитатель:
Слайд № 6 «Госпиталь».
-Давайте мысленно отправимся в то тяжёлое время и представим себе, чем могли дети помочь приблизить победу над врагом.
Воспитатель: Во многих городах были организованы госпитали.
Что такое госпиталь?
-Правильно, это больница для раненых.
Воспитатель: В госпиталях ребята с медсёстрами и нянечками окружали раненых заботой и вниманием, поправляли постель, приносили пить, убирали помещение, а иногда помогали забинтовывать раненых.
Давайте с вами представим, что мы сейчас в госпитале.
(воспитатель открывает подготовленные заранее кровати, с лежащими в них «ранеными» куклами)
Предлагаю поиграть в игру: «Госпиталь»
Игра «Госпиталь»».
На игру приглашаются два мальчика и две девочки.
Мальчики будут исполнять роль раненых, а девочки роль санитарок.
Ставятся два стула, готовятся два узких бинта, два – широких. Задача участников - забинтовать головы и руки двум раненым. Раненые сидят на стульях. Девочкам даётся задание: они должны догадаться, какими бинтами нужно перевязывать головы, а какими – руки. При оценке учитывается аккуратность и прочность повязки, а также быстрота действий.
Воспитатель:
- А так же дети выступали перед ранеными с концертами, читали стихи, исполняли песни, танцевали.
Дети читают стихи в госпитале
Ребёнок 1:
Стелются тёмные тучи,
Молнии в небе снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
С бандой фашистов сразиться
Смелых Отчизна зовёт.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берёт.
(А. Сурков).
Ребёнок 2:
Летней ночью на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ!
И послал солдат немецких
Против всех людей советских-
Это значит - против нас!
(С. Михалков).
Воспитатель: Ребята, скажите, а как дети могли ещё помочь фронту?
(ответы).
Слайд №7 « Дети на заводе».
-Трудились дети на заводах. Помогали укладывать снаряды в ящики, на станках вытачивали необходимые детали для гранат. Трудились дети наравне с взрослыми. Бывало, кто-то засыпал около станка… Но ребята понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь важна для армии.
Воспитатель:
Слайд № 8 « Партизаны».
- Вспомните, кто такие партизаны?
- Верно, это люди, которые уходили в леса, жили в землянках, воевали с врагом. Фашисты их очень боялись.
-Как вы думаете, дети во время войны помогали партизанам?
Воспитатель: Буквально под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, винтовки. Им приходилось прятать оружие, а потом тайком передавать его партизанам.
Игра «Разложи снаряды».
Ребята давайте представим, что мы партизаны. У нас важное задание .
Перед вами ящики для снарядов, в каждый ящик помещается 10 снарядов. В первом ящике уже лежит 2 снаряда, а во втором 3 снаряда. Будьте внимательны, в каждом ящике должно оказаться 10 снарядов, не больше и не меньше.(вызываю две команды по 3 человека в каждой и предлагаю из общего ящика дополнить ящики со снарядами до 10 штук) Затем вместе с детьми проверяем правильность выполнения задания.
Слайд № 9 «Дети – герои».
В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. Сегодня я предлагаю вам вспомнить об этих ребятах.
Надя Богданова - Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.
Зина Портнова - Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
Валя Котик - Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
Можно ли их поступки считать героическими?
Получали ли дети награды за свои поступки?
(ответы).
Воспитатель.
За боевые заслуги награждались орденами и медалями. Были удостоены высшей награды - званий Героев СССР.
Воспитатель:
-Тяжела была работа детей тех лет: они дежурили на крышах, на призывных пунктах, разносили повестки военнообязанным, строили бомбоубежища, тушили зажигательные бомбы, тушили чердаки. Старались сделать всё, что могли, чтобы помочь взрослым.
Воспитатель:
Слайд № 10 «Школа».
-Как вы думаете, во время войны дети учились в школе?
(Ответы).
-В трудное военное время дети продолжали учиться. Не было тетрадей, чернил тоже. Писали дети на старых газетах карандашами и углём. Но все старались учиться хорошо, чтобы не было стыдно перед отцами и старшими братьями, воевавшими с фашистами.
У детей в школе были уроки физкультуры. У нас сейчас тоже: Физминутка (Мы – солдаты)
Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз – рывок,
Два - рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?
Воспитатель:
Ребята, скажите, а могли ли дети порадовать солдат, находясь от них очень далеко?
Ответы детей:
Молодцы, правильно. Наряду с военной продукцией на фронт нескончаемым потоком шли подарки. Ребята готовили подарки бойцам, отправляли посылки на фронт.
Ребята, перед вами лежат различные предметы, давайте мы с вами подумаем, что можно положить в посылку.
На подносе лежат: мыло, бумага, карандаши для писем, перчатки, варежки, носки, шарфы, свитера, фотография.
«Собери посылку на фронт». (дети по очереди подходят и кладут в посылку выбранную вещь)
Воспитатель:
-Чем ещё могли порадовать дети своих отцов и старших братьев, воевавших на фронте?
(ответы).
Слайд № 11 « Письма»
Верно, дети писали письма, рисовали открытки. Как вы думаете, о чём могли написать дети на фронт?
(ответы).
-Мы сейчас напишем своё письмо.
Воспитатель просит выйти группу ребят и по точкам написать буквы. Когда задание будет выполнено, педагог читает, что получилось: «Желаем победы!».
Воспитатель
Что бы вы ещё могли написать на фронт?
Ребята, скажите, а в наши дни помнят об этом памятном событии?
Как отмечают этот праздник?
Воспитатель
Каждый год , 9 мая, люди собираются у Обелиска, возлагают цветы, чтят и помнят, тех, кто принёс нам эту долгожданную победу.
Давайте и мы с вами вспомним об этих людях, которые не жалея своей жизни отдали её за нас и положим на стол подготовленные нами цветы.
Рефлексия.
Воспитатель: Победа пришла! Долгожданная, со слезами на глазах. Как вы думаете, почему мы победили? С кого бы из сегодняшних детей войны вы бы взяли пример? Чем из сегодняшнего занятия вы поделитесь с родителями? Если бы вы оказались на войне, то кем бы вы были? Что на сегодняшнем занятии вам больше всего запомнилось? Благодаря кому мы живём в красивом городе, в тёплых домах, ходим в уютный детский сад?
Да, мы улыбаемся и не голодаем благодаря солдатам ВОВ, благодаря детям войны. Ещё раз спасибо им за Победу! |