Главная » Статьи » Материалы педагогов » Консультации |
Что такое готовность ребенка к школе?
Консультацию подготовила воспитатель старшей группы № 5 Жаренова Светлана Валерьевна. Консультация предназначена для родителей воспитанников Что такое готовность ребенка к школе? Готовность к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, включающую особенности ее мотивации, уровень развития познавательной, аналитико - синтетической деятельности, сформированности механизмов волевой регуляции. Эффективным школьное обучение может быть только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для этого качествами. Существует ряд факторов, определяющих готовность ребенка к школьному обучению. Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние его здоровья. Комплекс всех этих факторов определяет уровень такого развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будет чрезмерными и не приведут впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, приводящие нередко к неуспеваемости. Т.о., следует говорить о целом комплексе готовности ребенка к обучению в школе: 1. Эмоционально-волевая готовность к школе отражается в развитии произвольного поведения. Школьная жизнь требует от ребенка четкого выполнения определенных правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности. Ребенок начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном готовности к школьному обучению. В старшем дошкольном возрасте эмоциональная сфера ребенка характеризуется так называемой эмоциональной зрелостью. Наблюдается уменьшение импульсивных реакций, проявление эмоций в соответствии с социальными нормами и требованиями, а также возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. 2. Интеллектуальная (умственная, когнитивная) готовность означает наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к ним. Под интеллектуальной готовностью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона (перцептивная зрелость); концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постигать основные связи между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец. 3. Социально-личностная готовность проявляется в умении и потребности ребенка общаться с взрослыми, сверстниками; в умении войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, в способности принимать роль ученика, умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы. Кроме того, ребенок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе. 4. Физиологическую готовность составляют состояние здоровья будущего школьника, правильное телосложение, хорошая осанка, своевременное развитие двигательных навыков и качеств (произвольности, выносливости, координации, в особенности тонкой моторной координации), физическая и умственная работоспособность. О психологической готовности к обучению в школе свидетельствуют: - учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний); - умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание); - развитие школьно -значимых психологических функций, познавательных способностей: • Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами). • Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять: выше - ниже, вперед-назад, слева - справа). • Координация в системе глаз-рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг). • Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам). • Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут). • Развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово – картинка либо слово – ситуация). | |
Просмотров: 1689 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |