Главная » Статьи » Материалы педагогов » Консультации |
Дидактические игры в экологическом воспитании детей
Консультацию подготовила Жаренова Светлана Валерьевна, воспитатель старшей группы № 5.
Экологическое воспитание Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды. Главными задачами являются: - создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры; - экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребёнка; - создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайшего окружения; Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать: - познавательному развитию ребёнка; - эколого-эстетическому развитию; - оздоровлению ребёнка; - формированию нравственных качеств; - формированию экологически грамотного поведения; -экологизация различных видов детской деятельности. Так на занятиях по экологическому воспитанию и природному окружению дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребёнок переходил от освоения факторов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла, но и такие их виды, как трудовые, по художественно-продуктивной деятельности, музыкальные, физкультурные, речевые занятия. В ноябре 2008 года дети подготовительной к школе группе №5 приняли участие в смотре-конкурсе экологических театров и агитбригат, ребята представили на суд жюри сказку «Теремок» на экологический лад. В этом смотре-конкурсе дети заняли II призовое место среди 19 дошкольных образовательных учреждений города Балаково и были награждены Дипломом. Один из видов занятий по экологическому образованию детей – освоение представлений о человеке, на которых дети знакомятся с человеком как живым организмом и социальным существом. Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной и самостоятельной деятельности детей. В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. Это обусловлено важностью накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учётом дифференцированного подхода и включает разные формы такие как: инновационный метод проектирования один из перспективных методов способствующих решению основных задач воспитания и образования экологической культуры. Цель проектной деятельности воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и детского сада. Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды. Формирование позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой. Эколого-дидактические игры в которых дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, выстраивают логические цепочки. Вот некоторые из них. Дидактическая игра «Пищевая цепочка водоёма» Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу. Правила игры: Воспитатель детям предлагает карточки с изображениями обитателей водоёма и просит детей выложить кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки. Дидактическая игра «Пищевые цепочки в лесу» Цель: Закрепить знания о пищевых цепочках в лесу. Правила игры: Воспитатель детям предлагает карточки с изображениями растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки. Дидактическая игра «Пищевые цепочки на лугу» Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу. Правила игры: Детям раздаются карточки с изображением обитателей луга. Дети, раскладывают, кто кем питается. Дидактическая игра «Угадай какая птица?» Цель: Закрепить знания детей о перелётных птицах. Правила: Детям предлагается набор картинок с изображением различных птиц, из которых они должны выбрать только перелётных Придумывание экологических сказок: цель которых научить детей придумывать сюжет сказки, определять последовательность изложения, используя в качестве плана картинки. Проведение опытов, наблюдений за живыми объектами. Проведение различных исследований. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в самостоятельную деятельность. Важным компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенной становится их деятельность в природе, с её объектами. Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной деятельности в природе обусловлена созданием в дошкольном учреждении экологически развивающей среды. Результаты детской деятельности и заключительная диагностика (вопросы, игровые задания, наблюдения за детскими проявлениями в природе) помогают выявлять достижения дошкольников в освоении экологической культуры и определить уровень их экологической воспитанности.[b] | |
Просмотров: 4076 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |