Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Конспекты занятий

Беседа о весне

Подготовила Жаренова Светлана Валерьевна, воспитатель старшей группы№ 5. Конспект открытого занятия по развитию речи адресован коллегам, родителям и может быть использован для аналогичных занятий.

Конспект занятия по развитию речи.

 Тема: Беседа о весне 

Цели: закрепление представлений о весне, упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными, совершенствовать умение образовывать (по образцу) родственных слов: трава, солнце, весна, цветы, листок, продолжать совершенствовать фонематический слух: находить картинки в названии которых есть заданные звуки: «с», «р», воспитывать умение отвечать на вопросы полным ответом.
Активизация словаря: первоцвет, травник.
Индивидуальная работа: упражнять детей в умении отвечать на вопросы полным ответом.
Предварительная работа: чтение рассказов о весне И. Соколова – Микитова «Весна в лесу», Н. Сладкова «Весенние ручьи». Повторение стихов о весне Ф. Тютчева «Весна», Я Акима «Апрель», Ф. Тютчева «Зима не даром злится».
Материал: Пейзажные картины: Левитана «Март», А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Карточки на каждого ребёнка по 1 штуке.


Ход занятия: 

В.- Ребята, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать. Будьте внимательны.
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?

Д.- Это время года – весна
В. – Молодцы, ребята, а кто из вас знает загадки о весне?
(дети загадывают загадки 1-2)
В. – Конечно, всё это бывает весной. Сегодня мы с вами поговорим о прекрасном времени года – весне.
Какие приметы весны вы знаете?
Д. Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали сосульки с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).
В. – Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?
Д. – Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать.
В. - Никита, а ты как думаешь? Ответь, пожалуйста, полным ответом.
Скажите, какие изменения происходят весной в жизни животных?
Д. – Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство, птички прилетают из тёплых стран, они начинают вить гнёзда и выводить птенцов.
В. – Ребята, а что весной происходит с растениями?
Д. – Начинают набухать почки, появляются из - под снега первые цветы – подснежники.
В. – Дети, как по - другому можно назвать первые цветы?
Д. – Первоцветы.
В. – Давайте все вместе проговорим это слово пер-во-цве-ты.
Ваня, скажи ещё раз самостоятельно.
В. – Ребята, как вы думаете, какая весна в марте ранняя или поздняя?
Д. – Весна в марте ранняя.
В. – А как можно определить по деревьям, птицам, земле, что весна ранняя?
Д. - На земле лежит тёмный снег, чёрные проталины, лужи, ручьи, появляются подснежники.
В. – Что происходит с деревьями?
Д. – Деревья ещё стоят голые, они прозрачные сквозь них видно небо, но скоро начнут набухать почки.
В. – Расскажите, что происходит с птицами
Д. – Птицы громко чирикают, купаются в лужах воробьи, радуются солнышку.
В. – Какие птицы прилетают первыми из тёплых стран?
Д. – Грачи.
В. - А какие последними?
Д. – Ласточки.
В. – Молодцы совершенно верно. Все рады приходу весны.
А сейчас все тихонечко вставайте, и проходите на ковёр, мы с вами немного поиграем.
Становитесь в круг.
Я буду задавать вам вопросы, и бросать кому-то из вас мяч, а вы должны мне отвечать на вопросы быстро. Например: весна какая? (ранняя)
Солнце какое? (горячее). Весна что делает? (зацветает). Солнце что делает? (греет).
В. – А теперь другая игра «Подбери родственное слово» Я буду называть слово, а вы должны назвать родственные слова к тому или иному слову. Например: весна – весенний, солнце - солнечный, трава – травка, цветы – цветочек, листок – листочек.
(Дети подбирают родственные слова.). Дети, а я знаю ещё одно родственное слово к слову трава – травник. Кто из вас догадался, что означает это слово?
Травником называют человека, который собирает лекарственные травы, засушивает их, и знает, какая трава лечит ту или иную болезнь. Давайте все вместе скажем это слово. (Проговариваем хором и индивидуально).
В. – Молодцы, хорошо поиграли. Садитесь на свои места, у нас с вами будет новое задание.
Работа с раздаточным материалом.
В. – Ребята, у вас на столах лежат картинки, рассмотрите их внимательно. Поднимите, пожалуйста, те картинки, в названии которой есть звук «С»
Д. – (Поднимают)
В. – Хорошо. Аня, какую картинку ты подняла? В каком месте стоит звук «С» в твоем слове? Молодец.
- Лида, а ты какую картинку подняла? Где и в каком месте стоит звук «С»
В. – А теперь поднимите, те картинки в названии которой встречается звук «Р».(аналогичный разбор)
В. – Молодцы, хорошо поработали. Ребята, а какие стихи вы знаете о весне? Давайте вспомним. (Дети читают стихи)
1 реб. Круглый год. Апрель
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
(Самуил Маршак)
2 реб. Весна идёт
Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое
По двору текло.
В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.
(Агния Барто)
В. - О каком времени года говорится в стихах?
Д. – В стихах говорится о весне.
В. -Какое красивое время года – весна. Про весну пишут стихи поэты, рисуют художники картины, композиторы пишут красивую музыку.
В.– А хотите послушать музыку о весне? (Да). Мы прослушаем отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года». Проходите на коврик, располагайтесь поудобнее, закройте глаза и послушайте музыку. Понравилась ли вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку? (Дети отвечают, что услышали, как звенит капель, капают сосульки, журчит ручей, радостно чирикают воробушки и т.д.)
ИТОГ: Сегодня на занятии мы с вами говорили о весне, загадывали и отгадывали загадки, читали стихи, называли родственные слова, находили звуки «с» и «р», определяли их место в слове. Все хорошо работали, на этом наше занятие подошло к концу всем спасибо.

Используемый материал:
1. Отрывок из произведения П.И. Чайковского «Времена года»
2.Стихотворение С. Маршака «Апрель!»
3.Отрывок из стихотворения А. Барто «Весна идёт»
Категория: Конспекты занятий | Добавил: Светлана (15.10.2011)
Просмотров: 13216 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]