Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Консультации

Дидактические игры в экологическом воспитании детей

Консультацию подготовила Жаренова Светлана Валерьевна, воспитатель старшей группы № 5.


Экологическое воспитание

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметной среды.
Главными задачами являются:
- создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;
- экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребёнка;
- создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайшего окружения;
Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:
- познавательному развитию ребёнка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребёнка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
-экологизация различных видов детской деятельности.
Так на занятиях по экологическому воспитанию и природному окружению дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребёнок переходил от освоения факторов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла, но и такие их виды, как трудовые, по художественно-продуктивной деятельности, музыкальные, физкультурные, речевые занятия. В ноябре 2008 года дети подготовительной к школе группе №5 приняли участие в смотре-конкурсе экологических театров и агитбригат, ребята представили на суд жюри сказку «Теремок» на экологический лад. В этом смотре-конкурсе дети заняли II призовое место среди 19 дошкольных образовательных учреждений города Балаково и были награждены Дипломом.

Один из видов занятий по экологическому образованию детей – освоение представлений о человеке, на которых дети знакомятся с человеком как живым организмом и социальным существом.
Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной и самостоятельной деятельности детей.
В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. Это обусловлено важностью накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.
Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учётом дифференцированного подхода и включает разные формы такие как: инновационный метод проектирования один из перспективных методов способствующих решению основных задач воспитания и образования экологической культуры. Цель проектной деятельности воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и детского сада. Включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды. Формирование позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой.
Эколого-дидактические игры в которых дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, выстраивают логические цепочки. Вот некоторые из них.
Дидактическая игра «Пищевая цепочка водоёма»
Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
Правила игры: Воспитатель детям предлагает карточки с изображениями обитателей водоёма и просит детей выложить кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки.

Дидактическая игра «Пищевые цепочки в лесу»
Цель: Закрепить знания о пищевых цепочках в лесу.
Правила игры: Воспитатель детям предлагает карточки с изображениями растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки.

Дидактическая игра «Пищевые цепочки на лугу»
Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
Правила игры: Детям раздаются карточки с изображением обитателей луга. Дети, раскладывают, кто кем питается.

Дидактическая игра «Угадай какая птица?»
Цель: Закрепить знания детей о перелётных птицах.
Правила: Детям предлагается набор картинок с изображением различных птиц, из которых они должны выбрать только перелётных

Придумывание экологических сказок: цель которых научить детей придумывать сюжет сказки, определять последовательность изложения, используя в качестве плана картинки. Проведение опытов, наблюдений за живыми объектами.

Проведение различных исследований. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в самостоятельную деятельность.
Важным компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенной становится их деятельность в природе, с её объектами.
Возможность самостоятельной организации детьми разнообразной деятельности в природе обусловлена созданием в дошкольном учреждении экологически развивающей среды.
Результаты детской деятельности и заключительная диагностика (вопросы, игровые задания, наблюдения за детскими проявлениями в природе) помогают выявлять достижения дошкольников в освоении экологической культуры и определить уровень их экологической воспитанности.[b]
Категория: Консультации | Добавил: Светлана (01.09.2011)
Просмотров: 4001 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]