Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Выступления на методических объединениях

ИНТЕГРАЦИЯ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования»  весь педагогический процесс строить с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии и возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

·         сенсорное воспитание;

·         развитие познавательно – исследовательской и  продуктивной (конструктивной) деятельности;

·         формирование  элементарных математических представлений;

·         формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Можно выделить следующие формы работы с детьми по образовательной области «Познание»:

·         наблюдение                   

·         экскурсия

·         моделирование

·         решение проблемных ситуаций

·         экспериментирование

·         слушание музыки

·         коллекционирование

·         реализация проекта

·         игры с правилами

·         труд в природе

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными  способами и средствами  взаимодействия  с окружающими  людьми, через решение следующих задач:

·         развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

·         развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах  и видах детской деятельности;

·         практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Можно выделить разнообразные формы работы с детьми по образовательной области «Коммуникация»:

·         беседы

·         ситуативный разговор

·         речевая ситуация

·         составление и отгадывание загадок

·         сюжетные игры

·         игры с правилами

·         создание альбомов и книг

·         чтение

Любую из выше перечисленных форм работы с детьми можно включать не только в непосредственно образовательный процесс (НОД), но и в режимные  моменты, как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей.

Каждый этап  в жизни ребёнка представляет собой открытие мира предметов, природных объектов и отражение знаний и впечатлений в содержании речи ребёнка. Чтобы помочь детям увидеть мир  во всём его многообразии, получить отчётливые представления о предметах, явлениях окружающей действительности, а также освоить соответствующий словарь, сформировать грамматически правильную речь, овладеть навыками связной речи необходимо целенаправленно использовать интегрированный подход.

Интеграция речевой и познавательной деятельности старших дошкольников должна осуществляться через решение следующих задач:

·         обеспечить оптимальный уровень речевого и познавательного развития детей;

·         сформировать речевые умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения ребёнка в школе;

·         самостоятельно решать познавательные задачи;

·         использовать в практической деятельности разные способы и приёмы исследовательской деятельности.

При реализации задач руководствоваться основным принципом обучения: постепенного перехода от простого к сложном, с соблюдением последовательности и систематичности в обучении детей.

Необходимо выполнять ряд условий:

·         учитывать индивидуальные особенности  речевого и познавательного развития детей, их возможности и потребности, умение наблюдать, сравнивать, обобщать явления окружающей жизни;

·         включать объём навыков по всем видам речевой и познавательной  деятельности детей старшего дошкольного возраста с учётом требований программы «Детство»;

·         соблюдать дидактические принципы: доступность, постепенность, последовательность, систематичность, повторность, наглядность;

·         включать обязательно соотнесение слова с обозначением предмета, слова с действиями, слова с признаками;

·         вовлечь в процесс познания все анализаторы ребёнка;

·         создать различные центры для формирования  познавательных  и речевых навыков и интеграции речевого и познавательного содержания  в разнообразных видах детской деятельности.

Во время проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми можно использовать соревновательные, познавательно – побудительные мотивы. Можно предложить детям составить рассказ по серии сюжетных картинок: «Как Миша варежку потерял». После составления рассказа, детям предлагается  рассмотреть клубки цветных ниток и ответить на вопрос: «Что можно связать из этих ниток?».  (Дети перечисляют). Затем воспитатель показывает дошкольникам игрушки, изготовленные  из  клубков  цветных ниток разных размеров, и задаёт проблемный вопрос:

- А мы сможем сделать такие игрушки?

Таким  образом, создаём детям проблемную ситуацию, которую дети хотят решить – изготовить из клубков интересные игрушки, соединяя их между собой палочками.

На этом примере, мы видим объединение содержания нескольких разделов программы:

·         «Ребёнок  открывает предметный мир»;

·         «Ребёнок в мире художественной литературы и искусства» и

·         «В игре развивается, познаёт мир».

Выстраивая непосредственно образовательную деятельность, воспитателю нужно учитывать не только интересы детей, их умственное развитие, но и  совершенствовать у дошкольников навыки связной речи через познавательную деятельность.

 

 

Категория: Выступления на методических объединениях | Добавил: Светлана (27.04.2013)
Просмотров: 1055 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]