Главная » Статьи » Материалы педагогов » Выступления на методических объединениях |
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» весь педагогический процесс строить с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии и возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: · сенсорное воспитание; · развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; · формирование элементарных математических представлений; · формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Можно выделить следующие формы работы с детьми по образовательной области «Познание»: · наблюдение · экскурсия · моделирование · решение проблемных ситуаций · экспериментирование · слушание музыки · коллекционирование · реализация проекта · игры с правилами · труд в природе Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, через решение следующих задач: · развитие свободного общения со взрослыми и детьми; · развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; · практическое овладение воспитанниками нормами речи. Можно выделить разнообразные формы работы с детьми по образовательной области «Коммуникация»: · беседы · ситуативный разговор · речевая ситуация · составление и отгадывание загадок · сюжетные игры · игры с правилами · создание альбомов и книг · чтение Любую из выше перечисленных форм работы с детьми можно включать не только в непосредственно образовательный процесс (НОД), но и в режимные моменты, как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей. Каждый этап в жизни ребёнка представляет собой открытие мира предметов, природных объектов и отражение знаний и впечатлений в содержании речи ребёнка. Чтобы помочь детям увидеть мир во всём его многообразии, получить отчётливые представления о предметах, явлениях окружающей действительности, а также освоить соответствующий словарь, сформировать грамматически правильную речь, овладеть навыками связной речи необходимо целенаправленно использовать интегрированный подход. Интеграция речевой и познавательной деятельности старших дошкольников должна осуществляться через решение следующих задач: · обеспечить оптимальный уровень речевого и познавательного развития детей; · сформировать речевые умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения ребёнка в школе; · самостоятельно решать познавательные задачи; · использовать в практической деятельности разные способы и приёмы исследовательской деятельности. При реализации задач руководствоваться основным принципом обучения: постепенного перехода от простого к сложном, с соблюдением последовательности и систематичности в обучении детей. Необходимо выполнять ряд условий: · учитывать индивидуальные особенности речевого и познавательного развития детей, их возможности и потребности, умение наблюдать, сравнивать, обобщать явления окружающей жизни; · включать объём навыков по всем видам речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с учётом требований программы «Детство»; · соблюдать дидактические принципы: доступность, постепенность, последовательность, систематичность, повторность, наглядность; · включать обязательно соотнесение слова с обозначением предмета, слова с действиями, слова с признаками; · вовлечь в процесс познания все анализаторы ребёнка; · создать различные центры для формирования познавательных и речевых навыков и интеграции речевого и познавательного содержания в разнообразных видах детской деятельности. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми можно использовать соревновательные, познавательно – побудительные мотивы. Можно предложить детям составить рассказ по серии сюжетных картинок: «Как Миша варежку потерял». После составления рассказа, детям предлагается рассмотреть клубки цветных ниток и ответить на вопрос: «Что можно связать из этих ниток?». (Дети перечисляют). Затем воспитатель показывает дошкольникам игрушки, изготовленные из клубков цветных ниток разных размеров, и задаёт проблемный вопрос: - А мы сможем сделать такие игрушки? Таким образом, создаём детям проблемную ситуацию, которую дети хотят решить – изготовить из клубков интересные игрушки, соединяя их между собой палочками. На этом примере, мы видим объединение содержания нескольких разделов программы: · «Ребёнок открывает предметный мир»; · «Ребёнок в мире художественной литературы и искусства» и · «В игре развивается, познаёт мир». Выстраивая непосредственно образовательную деятельность, воспитателю нужно учитывать не только интересы детей, их умственное развитие, но и совершенствовать у дошкольников навыки связной речи через познавательную деятельность.
| |
Просмотров: 1055 | |
Всего комментариев: 0 | |