Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная » Статьи » Материалы педагогов » Выступления на методических объединениях

"Изменение предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации" Воспитатель Николаева К.Ж.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ.

Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Развивающая предметно–пространственная  должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

В соответствии с ФГОС образовательный процесс выстраивается на основе комплексно – тематического принципа планирования.  Предметно – пространственная среда в группе создаётся и изменяется с учётом тематики недели.

В качества примера изменения предметно – пространственной среды  в зависимости от  образовательной ситуации хочу предложить вам опыт работы в средней группе по теме: «»Осень».

Прежде всего группа оформляется с учётом осенних изменений в природе: букет из осенних листьев, гирлянда из осенних листьев,  на шторах прикрепляются разноцветные осенние листья, на поднос выставляется собранный урожай, поделки из овощей и фруктов, салфетки на столах с рисунком осенних листочков.

 

 

 

Для создания радостного настроения, поддержания положительного  эмоционального настроя детей и в ожидании  осеннего праздника, как итогового мероприятия тематики недели, можно изготовить вместе с детьми осеннее дерево с яркими красивыми листочками, с которого каждый день будут опадать листочки, приближая праздник, что будет являться хорошим стимулом ожидания  праздника.

В группу вносятся картины по теме: «Осень», фотографии в рамках с осенним сюжетами,  и вот уже группа превращается в картинную галерею, в которую дети совершают «экскурсию».

В уголке творчества появляются образцы поделок  из природного материала на осеннюю тематику, все необходимые материалы: каштаны, шишки, семена растений, листы  бумаги, мелки, кисточки,  пластилин, краски для пальчиков.  Появляются и новые изобразительные  материалы: трафареты из картофеля, осенние листья. Свои работы дети могут располагать на магнитной доске и на стенде с ленточками на прищепках. Уголок творчества превращается в «Творческую мастерскую», где организуется продуктивная, совместная, познавательно-  исследовательская, а также свободная деятельность детей по интересам.

Одной из особенностей возраста детей является преобладание мотива, расширение кругозора. Учитывая это, мы создали экспериментальный уголок, «Лабораторию», в которую поместили материалы, стимулирующие познавательный интерес: это игры – эксперименты с плавающими по воде листочками, мокрым и сухим песком,  «вертушками», которые крутятся от дуновения ветерка. С учётом тематики недели уголок экспериментирования пополняется осенним материалом: камушками, фасолью, различными семенами для исследования их детьми: что легче, что тяжелее, что плавает, что тонет.

Для развития сенсорики у детей вносится многофункциональное пособие, на котором дети заменяют на дереве  зелёные листочки на красные, жёлтые, прикрепляют  яблоки, груши. На полянке появляются грибочки, ёжики, белочки. Многофункциональное пособие мобильно, его можно использовать во всех местах группы, подвешивать, располагать на столах, на ковре, что помогает менять двигательную активность детей.

В рамках тематической недели игровые уголки обогащаются новыми атрибутами и содержанием.

Сюжетно – ролевая игра «Семья» обновляется осенними атрибутами: детские плащи, зонтики, в сюжетах игр присутствуют заготовка овощей на зиму, варка супов, борщей, компотов.

 

 

Сюжетно – ролевая игра: «Магазин» пополняется муляжами овощей, фруктов, корзинками, соками. Расширяется сюжет игр: машины подвозят в магазин урожай овощей, фруктов. Для постройки машины используются стулья, которые дети перемещают по своему усмотрению в подходящие для этого места в группе. 

В сюжетно – ролевой игре: «Аптека»» («Больница») в связи с наступлением холодного сезона – осени «продаются» профилактические, противопростудные баночки с витаминами, сиропы.

Волшебный сундучок для ряжения пополняется новыми костюмами, накидками, шляпами грибочков, осенними веночками, разноцветными платками, шапочками – масочками зверей, птиц, овощей, фруктов.

На ковре, в группе организуется театральный зал со сценой и местами для зрителей, где дети инсценируют сказки на осеннюю тематику: «Репка»,  «Колосок».

В учебной зоне размещаются сюжетные картинки с изображением осенней природы в разные периоды, жизни животных в лесу, перелётными птицами, трудом людей осенью.

В рамках тематики недели для проведения НОД, для самостоятельной деятельности детей вносится счётный материал в виде листочков, ёлочек и грибочков, образцы для рисования веточек рябины, осеннего дерева, пластилинография,  музыкальные диски для прослушивания звуков природы, дождя, песенок на осеннюю тематику.

Ковёр в групповой комнате превращается то в лесную полянку, на которой организуются игры с листочками при закреплении цвета, при проведении психогимнастики, то на нём располагаются «лужи», через которые дети перепрыгивают, чтобы не замочить ножки.

 Групповая комната превращается в площадку для малоподвижных игр на осеннюю тематику: « Перелёт птиц», «Расти, репонька», «У медведя во бору», хороводной  игры- инсценировки: «Урожайная».

В книжном уголке выставляются книги со сказками, стихотворениями, рассказами с иллюстрациями и содержанием осенней тематики.

Организуется работа с родителями по созданию альбомов с фотографиями: «Осень в городе», «Семейный отдых осенью». Эти альбомы, книги дети могут рассматривать  в зоне спокойной деятельности: на диване,  пуфиках, что предполагает уединённость, общение в подгруппах.

 

 

Таким образом, обновление содержания предметной среды в группе влечёт за собой расширение и разнообразие деятельности педагогов и детей. Продуманный интерьер  групповой комнаты положительно влияет на настроение детей.  Качественно изменяется в новых условиях  исам ребёнок. В новой среде он ведёт себя по – новому. Он с интересом знакомится с новым оборудованием, пробует свои силы в той или иной деятельности. Среда стимулирует у него любознательность, самостоятельность, общительность, доброжелательность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Выступления на методических объединениях | Добавил: Людмила (15.01.2015)
Просмотров: 3376 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]