11:42 Дополнительная образовательная программа "Добро пожаловать в экологию" |
Дополнительная образовательная программа "Добро пожаловать в экологию" В книге представлен перспективный план работы воспитателя по экологическому образованию детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, разработанный в соответствии с программой «Детство» (г. Санкт-Петергубрг. Программа развития и воспитания в детском саду В.И.Логинова с соавт.), в частности ее разделом «Ребенок открывает мир природы» (Кондратьева Н.Н., Маневцова Л. М.). Содержание представленного плана отражает основные принципы построения данной программы: - системное строение природы; - понятие «живое» как основа экологического образования; - единство живой и неживой природы; - приспособление растений и животных к среде обитания и к сезону; - единство человека и природы как основы экологического сознания. Использование данного перспективного плана в практической работе наряду с другими методами педагогического процесса предполагает овладение воспитателем метода наглядного моделирования. В экологическом образовании дошкольников метод наглядного моделирования детально разработан кандидатом педагогических наук Н. Н. Кондратьевой. Сущность этого метода заключается в том, что использование модели помогает развивать у детей важнейшие операции мышления, поскольку, согласно результатам исследований известного детского психолога Л. А. Венгера, основой развития умственных способностей детей является овладение ребенком действиями наглядного моделирования. В соответствии с рекомендациями к обновлению дошкольного образования (Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания. Методические рекомендации) содержание плана построено в трех блоках педагогического процесса: * специально организованное обучение в форме занятий; * совместная деятельность взрослого с детьми; * свободная самостоятельная деятельность детей. Такое построение плана обеспечивает системный подход к экологическому образованию детей, формирует осознанное отношение к природе. Блок организованного обучения в форме занятий экологического содержания: комплексные, игровые, беседы, экскурсии, экспериментальные, рассказы воспитателя. Поскольку в старшем дошкольном возрасте основная функция занятий — это обобщение знаний, полученных детьми в совместной со взрослым самостоятельной деятельности, то преобладают занятия в виде бесед и игровые занятия. Особенность игровых занятий заключается в том, что они построены на совместном творчестве педагога и ребенка. Они нетрадиционны, стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества. В приложениях к плану прилагаются конспекты всех видов разных занятий экологического содержания. Количество занятий, представленных в плане, носит рекомендательный характер. В сентябре, январе и мае количество занятий сокращено в связи с проведением педагогической диагностики. Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, бесед, экологических игр разного вида, чтения художественной литературы экологического содержания, включении фольклора и труда в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей. В перспективном плане и в приложениях к нему предлагаются: наблюдения в природе, варианты опытов, темы бесед, фольклорный материал. Блок свободной самостоятельной деятельности детей. Планирование работы в этом блоке предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Очень важно, чтобы те игры, пособия, модели, книги и т.д., которые использовались на занятии и в совместной деятельности педагога с детьми, были доступны детям и находились в их свободном пользовании. Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей — это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков). |
|
Всего комментариев: 0 | |