21:49 Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" |
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" С.Н. Николаевой Существующие программы для детского сада содержат раздел
ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется
познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений,
деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на
развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков
ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ
в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии
непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической
культуры, экологического сознания. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость
интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического
сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду—первом
звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство — начальный этап формирования личности
человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период
закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к
окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является
формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям
и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном
детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на
чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей
жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании
приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов
внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе
общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в
поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное
реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что
дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут
самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности
живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на
сохранение и улучшение жизни растений и животных. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе
сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить
критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения,
проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и
впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в
игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями). В программе представлено семь разделов. Первый раздел — это
элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни
живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и
животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды обитания в
процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших
животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети
могут наблюдать. Подразделы, отмеченные звездочкой, изучать с детьми
необязательно, они могут быть полезны педагогу в качестве дополнительного
материала. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с
природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором
рассматриваются потребности людей (детей) как живых существ и вытекающие
отсюда требования к окружающей среде. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала
по возрастам. Программа «Юный эколог» может быть использована в любом дошкольном учреждении, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. В программе намеренно не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет начать ее реализацию в любой возрастной группе детского сада. Данные в программе рекомендации к распределению материала по возрастам позволяют воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач. Во всех разделах программы приведена позиция «отношение», которая поможет воспитателю понять, насколько дети приняли и усвоили новые знания. |
|
Всего комментариев: 0 | |