Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная » 2012 » Апрель » 5 » Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"
21:49
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог"

Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" С.Н. Николаевой

Существующие программы для детского сада содержат раз­дел ознакомления детей с окружающим миром, в рам­ках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явле­ний, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного от­ношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тен­денции программ в настоящее время являются недостаточ­ными для реализации общей стратегии непрерывного эколо­гического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Обострение экологической проблемы в стране диктует не­обходимость интенсивной просветительской работы по фор­мированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском са­ду—первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство — начальный этап формирования лич­ности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания явля­ется формирование у ребенка осознанно - правильного отно­шения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе стро­ится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и разви­тия отдельных живых существ, некоторых биоценозов, зна­нии приспособительных зависимостей существования жи­вых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе об­щения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии рас­тений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направ­ленные на сохранение и улучшение жизни растений и жи­вотных.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные на­блюдения, проведение опытов, вопросы, стремление расска­зать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, вопло­щать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

В программе представлено семь разделов. Первый раздел — это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвертый прослеживает роль среды оби­тания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут на­блюдать. Подразделы, отмеченные звездочкой, изучать с деть­ми необязательно, они могут быть полезны педагогу в каче­стве дополнительного материала. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности людей (детей) как живых су­ществ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде.

В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределе­нию материала по возрастам.

Программа «Юный эколог» может быть использована в лю­бом дошкольном учреждении, где происходит переход от тра­диционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. В программе на­меренно не дается жесткой привязки задач и содержания эко­логического воспитания к тому или иному возрасту, что поз­воляет начать ее реализацию в любой возрастной группе детского сада. Данные в программе рекомендации к распре­делению материала по возрастам позволяют воспитателю осу­ществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач. Во всех разделах программы приведена позиция «отноше­ние», которая поможет воспитателю понять, насколько дети приняли и усвоили новые знания.

Категория: Образовательные программы | Просмотров: 1920 | Добавил: КалашниковаСН | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]